Теплая студия
База
знаний
фотографа
Полное и исчерпывающее руководство о том,
как фотографировать детей на школьные альбомы.
Часть 1
Подготовка
Все, что тебе нужно знать, пока мы еще даже не начали фотографировать.
Философия портрета

Наша фотосессия, возможно, первая профессиональная у ребят. Даже, скорее всего первая. Поэтому не нужно от их ждать инициативы. Возможно, она будет, и это здорово. Но мы всегда должны быть в состоянии прочувствовать человека и предложить ему что-то, что подойдет именно ему. Или хотя бы перепробовать 3-5 вариантов, стараясь найти общий язык. Я именно про портреты. Позволить застенчивому человеку не смотреть в камеру или спрятать лицо за руками. Позволить дерзкому встать на стол или показать фак. Эти неформальные кадры, скорее всего, не пойдут в альбом, но позволят наладить контакт с ребенком. Не старайся заставить человека что-то делать. Старайся, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Чтобы почувствовал, что может сделать что угодно. И в ответ он наверняка откроется и будет позировать так, как ты скажешь.

Это нормально, если детям не нравится портрет. Обязательно выясни, что конкретно не нравится. И постарайся сразу же это исправить. Чаще всего бывает такое, что не нравится какая нибудь ерунда. И очень просто исправить. Из серии я был слишком серьезный, хочу повеселее. Или наоборот, кто-то не любит улыбаться. Или кто-то хочет похудее выглядеть, тогда нужно ракурс подобрать.

Вообще, у тебя в арсенале должно быть очень много ракурсов, поз и эмоций, которые вы можете подсказать ребенку. Нужно иметь свое видение. А оно развивается насмотренностью. И упражнением "60 секунд". Поэтому смотри больше портретов, поз, гайдов. И практикуйся. Умения придут со временем.

Изучай композицию портрета, тонкости работы с мимикой. Показывай, как встать красиво на своем примере. На своем лице. Это очень полезно не только в школьных, но и вообще в любых съемках.

Твоя профессия - фотограф. Она сложная и комплексная. Фотограф Теплой студии должен всегда стремиться к развитию, стремится делать КРАСИВЫЕ и КРУТЫЕ фотографии, которые нравятся заказчикам. Халтурщиков мы не держим. Изучай фотографию, композицию, теорию цвета, психологию портретной съемки, и прочие аспекты фотографии. Поверьт, здесь всегда есть куда расти, и Теплая студия может тебе в этом помочь.
Зачем делать работу хорошо?
Думаю, быть школьным фотографом - это не предел твоих мечтаний) А с нами ты сможешь вырасти, научиться искусству портретной фотографии, и пойти дальше к своим карьерным целям. Опыт - бесценная штука.
Что будет, если делать работу плохо?
Ну а если ты не желаешь профессионально расти, развиваться и выдавать качественный результат - просто останешься без работы))))
Список оборудования, чтобы ничего не забыть:

  • Камера
  • Флешка
  • Батарейка для камеры
  • Брошюры по позированию
  • Заряженный планшет / ноутбук
  • Три вспышки
  • Держатели для вспышек
  • Запасные батарейки для вспышек
  • Синхронизатор
  • Цветные гели
  • Большая стойка
  • Маленькая стойка
  • Софтбокс 80х80
  • Софтбокс 40х40

На досъемки и съемки мероприятий можно ездить с одной стойкой, и без планшета.
Поведение фотографа
На съемке ты должен производить впечатление супер-профессионала.
Далее ты научишься, как этого добиться.
Первое, что нужно сделать: на зубок выучить эту базу знаний. Поверь, она написана кровью, потом, и бесконечными, токсичными групповыми чатами.

Профессионал на съемке не сомневается, у него есть ответы на все вопросы, он ПОЛНОСТЬЮ РУКОВОДИТ ПРОЦЕССОМ. Профессионал знает, как нужно все организовать, чтобы съемка прошла быстро, комфортно, а фотографии получились отличные.

Когда ты придешь на съемку, тебе нужно будет организовать целый класс оболтусов. Заставить их тебя слушать и помогать. Это не так уж сложно. Нужно просто говорить очень громко и уверенно. И давать им простые задания.

Например: "Так ребята, помогите сдвинуть все парты к доске!" или "Внимание! Сейчас расскажу, как будет организована наша съемка!". Нужно делать громкие объявления, чтобы все понимали, что сейчас происходит.
Нужно командовать, а не уговаривать.
А чтобы ты мог командовать - ты должен знать, как и что делать. Знание - ключ к уверенности. Поэтому изучай эту базу знаний до тех пор - пока не выучишь наизусть.

Ну и еще, чтобы быть уверенным, нужна здоровая психика. Уверенность в себе, вот это вот все. Если у тебя беды с башкой, которые не дают командовать людьми - обратись к психотерапевту или к @gleb_danilin. Эти проблемы тоже можно решить, как и любые другие.
Сервисы и доступы
Список всех мест, где тебе нужно зарегистрироваться. и куда получить доступ перед первой фотосессией.
Без регистрации и доступов ты не сможешь работать

  • Планфикс - попроси доступ у Глеба, разберись как работает личный кабинет, календарь, задачи и комментарии
  • Гугл Документы - заведи аккаунт чтобы заполнять таблицы
  • Яндекс Диск - заведи аккаунт и запроси доступ к папке "Сезон 2022"
  • Наш чат фотографов в Телеграм - попроси пригласить
Документы
Документы, необходимые для работы в школе
Нужно обновлять каждый год в августе. Нет документов - нет работы.

  • Паспорт. Только не пытайся обновлять его каждый год)
  • Медкнижка - зайди в любой медицинский центр рядом с домом и сделай. В графе место работы - просто "школа", или что-то такое. Это неважно. ОБЯЗАТЕЛЬНО с печатью об осмотре психиатра.
  • Справка из психо-неврологического диспансера - не нужна, если у тебя в медкнижке есть печать об осмотре психиатра.
  • Сертификат о вакцинации против коронавируса - да, придется сделать прививку. Любым удобным способом.
  • Справка об отсутствии судимости - делается через Госуслуги бесплатно. Достаточно будет цифровой копии.

Все документы нужно сфотографировать и прислать нам.
Требования
Нужно выполнить ВСЕ, иначе мы будем считать съемку проваленной
Большая съемка на альбом
  • Сделан контрольный звонок заказчику за сутки до фотосессии. Убедиться, что все предупреждены о съемке и есть помещение.
  • Фотографии сделаны в достаточном количестве (портреты, группы, общее фото).
  • Фотографии сделаны качественно (правильное освещение, выделяющее человека, отсутствие технических проблем, на фотографиях видно что фотограф работал с учениками, помогал позировать и грамотно режиссировал съемку).
  • Фотографии подходят для конкретного альбома, который заказал клиент.
  • Портреты отобраны на съемке
  • Заполнена Гугл Таблица
  • Проведена цветокоррекция. На готовых фото правильный ББ и экспозиция, и они согласованно смотрятся с нашими референсами.
  • Параметры конвертации - полный размер, 70% сжатие. Размер файлов около 5МБ
  • Полная версия съемки загружена на наш Яндекс Диск папку Архив
  • Выбранные портреты загружены в папки Учителя и Ученики. Каждый выбранный портрет должен быть в подпапке, названной фамилией этого человека.
  • В Планфиксе написан мини-отчет. Содержание - как прошла съемка, какие кадры не получилось снять и почему.
  • Задача съемки в Планфиксе переведена в статус "Выполненная"
Досъемка
  • Требования к качеству и количеству материала такие же, как и на основной съемке. Просто фотографий нужно меньше.
  • Перед досъемкой обязательно нужно узнать, какие фотографии и в каком количестве нужно будет сделать.
Съемка мероприятия
  • Требования к качеству и количеству материала такие же, как и на основной большой съемке. Просто организована фотосессия иначе.
  • При съемке мероприятия нужно проявлять такую же активную позицию, как и при съемке на альбом. Помогать позировать, выстраивать фотографии, предлагать варианты.
Чеклист после съемки
  • Заполнена Гугл Таблица
  • Съемка загружена в папку Архив
  • Портреты разложены по папкам
  • Мини-отчет в Планфиксе
Часть 2
Большая съемка
на альбом
Как за 2 часа сделать 1000 крутых кадров
Распорядок
Из каких блоков состоит съемка на альбом. Что лучше снимать в начале, а что - в конце.
Большая съемка состоит из блоков

  • Общее фото
  • Фотографии с друзьями
  • Портретные фотографии

Лучше всего в таком порядке и фотографировать. Таким образом те, кого мы отсняли на портрет - могут идти по своим делам. Это помогает быстро отпустить тех, кто спешит.

А еще, если снимать общее фото в конце - обязательно кто-то сбежит домой, и фото будет неполное.

Если кто-то опаздывает к началу съемки, и состав неполный - можно сначала поснимать с друзьями, а потом сделать общую, когда все подойдут.
Снимай общую как можно раньше. А то все разбегутся.
Каждый блок нужно снимать со своей световой схемой, и можно снимать в разных локациях. Но как правило, мы ограничиваемся 2-3 локациями.

"Погулять по школе" и "поснимать на уроке" мы не делаем.
Расстановка света под локацию занимает 10-20 минут. Это нужно, чтобы фотографии получились красивыми.
Общее фото: Место
Начинать любую съемку нужно с фона.
На площадке перед съемкой нужно убраться!
Визуальный мусор бесит клиента.
Неважно, где ты делаешь общее фото - место нужно грамотно выбрать и подготовить.

Выбирать помещение нам доводится редко, но если в школе есть выбор - выбираем самое большое и красивое) Это может быть парадная лестница, или актовый зал.

Но чаще, конечно, приходится фотографировать просто в классе.

И в этом классе точно есть куча мусора на шкафах, помойка, какие-то унылые безделушки и прочее. Это все нужно убрать из кадра. Сделать полки ровными и аккуратными, убрать неуместные аляповатые плакаты, снежинки, лишние растения и прочее.
Пример чистого класса на фото
Тонкости фотографии
В классе не получится светом акцентировать взгляд на людях. Фон, скорее всего, будет освещен так же сильно, как люди. Поэтому он должен быть чистенький и без лишних деталей.

Естественно, тебе не нужно убираться самому. Ты же в конце концов фотограф, а не уборщик. Скажи детям, что и куда нужно убрать и передвинуть. Это заодно поможет тебе наладить контакт) Правда, люди любят помогать и вовлекаться в процесс съемки. Просто нужно правильно подать просьбу. Чтобы дети понимали, что это нужно для красивого фото.
Всегда следи за фоном. Чтобы на него попадало минимальное количество ненужных деталей и мусора.
Вообще удобнее делать общую фотографию в просторном месте, например в актовом зале или коридоре. Когда есть место, можно сделать фон темным, а людей светлыми, и хорошо их выделить.
Общее фото: Расстановка
Как расставить 30 человек, чтобы всех было видно?
Основная задача при расстановке класса - чтобы никто никого не загораживал. Тебе нужно следить за этим очень внимательно, потому что если хотя бы одно лицо на фото не будет видно целиком - это огромный косяк.

Что самое обидное, полностью объективный косяк, да еще и не поддается коррекции в фотошопе. И если клиент будет возмущаться, вполне возможно что тебе придется ехать в школу еще раз, чтобы переделать общую фотографию. А если съемка была в арендованной студии, то вообще жесть.

Поэтому следи за каждым лицом в кадре, а когда сфотографировал - проверь, что каждого человека хорошо видно.

Это самое важное при съемке общей фотографии. Никакая халтура не пройдет.
Следи чтобы каждого было хорошо видно.
Сам человек не может понять, хорошо ли его видно.
Так каким же образом нам расположить 30 человек в кадре? Классическое решение - 3 яруса.

3 ряда нужно, чтобы вытянуть композицию по вверх вертикали. 30 человек, стоящие в один ряд, превращаются в кадре в длиннющую колбасу и ломают композицию. И на странице смотрятся плохо. Слишком много пустого пространства сверху.

Средний ряд просим повернуться в пол-оборота и встать покомпактнее.

Сидячий ряд самый сложный, пацаны постоянно ноют что им сложно сидеть. Но их можно либо поставить прям на одно колено, либо посадить на жопу, если мы в помещении. Или дать им стулья.
Хорошая трехярусная расстановка.
Дети стоят в коридоре, где много пространства.
Благодаря этому получилось хорошо отбить их от фона.
Еще можно в первый ряд поставить парты, иногда смотрится очень выигрышно. Тут по желанию и в зависимости от размера класса. И количества человек.

Общую фото мы будем печатать на разворот, и посередине будет сгиб разворота. Поэтому посередине должна быть линия, которая поделит людей на 2 части.

Для правильной расстановки нам нужна любая возвышенность. В классе проще всего поставить 3 ряд на стулья. Но подойдет и лестница в актовом зале, парты, вобщем чем более неровный у нас рельеф, тем проще. Сложнее всего снимать общую на ровном полу. Тогда нужно внимательно следить, чтобы в 3 ряду были высокие ребята и чтобы они стояли строго в промежутках между головами второго ряда. чтобы никто никого не заслонял.

Есть и другие задачи хорошей расстановки. Они не так важны, как основная задача, но сильно улучшают финальное фото и радуют заказчика. Вот их список.
Симметрия
Если всех хорошо видно, но ряды съехали в разные стороны - выглядит непрофессионально. Поэтому проверь, чтобы все стояли ровно относительно центра.

Это несложно, но сильно улучшает восприятие фотографии. Она смотрится опрятно.
Цветовая гармония
Если на съемке присутствует клиент, он скорее всего захочет переставить детей так, чтобы черные не кучковались с черными, а белые - с белыми. Я сейчас про одежду)

Не сопротивляйся, переставь пару человек. 

Да и по своей инициативе тоже можно этим заморочиться.
Сложные расстановки
Это уже к вопросу о позировании больше. Общее фото смотрится ОЧЕНЬ круто, если между людьми есть место и каждый как-то по своему позирует, и занимается своим делом.

Для этого нужно всех расставить вручную, сформировать кластеры, и выдать реквизит. Не всегда есть на это время и место, но когда получается - получается прям круто.
Порядок действий для быстрой расстановки

  • Убраться на площадке
  • Очистить площадку от людей
  • Поставить стулья /скамейки для заднего ряда
  • Поставить задний ряд на стулья (высокие пацаны)
  • Поставить средний ряд перед ними (обычно девочки)
  • Поставить в средний ряд классного руководителя
  • Посадить спереди нижний ряд (чаще парни)
  • Проверить что никто никого не загораживает
  • Переставить людей при необходимости (по цвету/росту)

Если придерживаться такого порядка действий, можно очень быстро и эффективно расставить класс для съемки.

Таскать стулья, естественно, заставляем детей) Бесплатный труд это прекрасно)
Общее фото: Свет
Как осветить 30 человек? Равномерно и без теней.
По сути, у нас есть всего 2 проблемы, которые должна решить правильная постановка света.

  • Передний ряд освещен сильнее чем задний.
  • Передний ряды отбрасывают тени на задние.

Первая проблема решается расположением софтбоксов - они должны стоять далеко от детей. Чем дальше от детей находятся источники света, тем равномернее освещаются передние и задние ряды.

Вторая проблему можно решить, подняв источники повыше. Таким образом, ты будешь светить на задний ряд как бы поверх переднего.
Равномерное освещение одним большим софтбоксом. Теней от переднего ряда нет.
Софтбокс стоит на стойке прямо над камерой. Высоко, метра 3 над землей.
Светить на такую группу людей можно всего двумя способами

  • Софтбоксом "в лоб"
  • Вспышкой в потолок

Чаще всего нужно светить на большие группы просто софтбоксом "в лоб". Особенность освещения большой группы в том, что нам по сути не нужен никакой рисунок. Или вернее он нужен, но для такой большой группы его добиться слишком сложно. Поэтому мы просто смирились с тем, что рисунка у нас не будет, а будет просто равномерное освещение всех лиц. Этого достаточно для решения задачи.

Особенность постановки софтбокса в том, что его нужно поднять очень высоко, чтобы равномерно освещались передние и задние ряды. Минимум высоты это 3 метра, а лучше поднять на 3.5. Выше, чем головы заднего ряда на стульях.

Еще одна особенность - софтбокс не должен быть сильно сбоку от камеры. Это как раз провоцирует ненужные тени. Вставай прямо под софтбокс и снимай.

Подробно про свет смотри в видеоуроке.
Самая распространенная ошибка
И из-за этого появляются неприятные тени.
А еще здесь неправильные параметры экспозиции. Можно было сделать ISO выше, или выдержку длиннее, тогда тени были бы не такими глубокими. Вспышки при этом, конечно, нужно было бы приглушить.
Иногда софтбокса нет, или его просто некуда поставить. Тогда тебе придется просто отражать голые вспышки от потолка и стен.

Отраженный свет сильно слабее, чем прямой, поэтому берем 2, а лучше 3 вспышки. Поворачиваем в потолок и стену напротив людей, и снимаем) Добиваемся мягкой картинки.

ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДИ чтобы прямой свет от вспышек не попадал на людей. Иначе будут жесткие тени опять.
Например здесь перед лестрицей вообще не было пространства, чтобы поставить софтбокс. Но зато прямо над моей головой был белый потолок.
От него я и отражал свет.
Общее фото: Позы
Как же встать на общей фотографии?
Тебе нужно сделать 2 общие фотографии. Формальную и веселую.

На формальной мы оставляем самые простые позы. Руки в карманы, сложить на груди, положить на плечо.

Самое главное, это чтобы держали спины прямо и поправили одежду.

Потом говори: "Так, формальное фото мы сделали, теперь давайте попробуем сделать какую-нибудь дурную фотку! Можете обняться, руками помахать, только смотрите не загораживайте тех, кто сзади"
Общие фото: Края кадра
Мы часто печатаем их на целый разворот, так что надо это учитывать
Общее фото будет распечатано на весь разворот, так что имей это ввиду.

  • Оставь место по краям, чтобы нам было с чем работать.
  • Следи, чтобы не было лиц прямо посередине композиции.
Хорошее кадрирование
Тонкости этой фотографии
Общие фото: Дубли
Никто не моргает и все смотрят в кадр. Это возможно?
Ключ к получению хорошего общего фото - ОЧЕНЬ МНОГО ДУБЛЕЙ и ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

Делай 30-40 дублей на группу. Прямо поливай, не стесняйся. И каждый раз командуй, 3-2-1 и делай пять-шесть дублей. Потому что если дубля, где все смотрят в камеру и никто не моргает, не будет, монтировать и переставлять головы с других дублей будешь ты. Чтобы этим не заниматься, лучше сразу проверять на камере, есть ли хороший дубль где все нормальные. Если нет, еще раз всех поправляй всех и снимай с обратным отсчетом дополнительные дубли.

Настройки камеры - закрытая на 6-8 диафрагма, короткая выдержка. Чтобы все были в фокусе и не смазанные.
Фото с друзьями: Свет
Как освещать более мелкие группы
По большому счету, мелкие группы освещаются примерно так же как большие. И там такие же задачи.

  • Нет теней
  • Все равномерно освещены
  • Все в фокусе

Но здесь у нас появляется небольшое пространство для маневра. Даже в классе группу людей можно отодвинуть от фона, и сделать более глубокую и контрастную картинку.

Просто покажу несколько примеров. Обрати внимание, как далеко группы людей стоят от фона.
Фото с друзьями: Как делить
Как быстро всех отфоткать и никого не забыть.
Чтобы у всех точно было хотя бы несколько фотографий, нужно грамотно организовать съемку. Вот как это делается.

  • Делим класс на 2 части, фотографируем эти 2 группы
  • Делим класс на 4 части, фотографируем 4 группы
  • Свободная часть - кто с кем хочет. На это хватает минут 10-15

Если делать только свободную часть, обязательно какой-нибудь тихоня спрячется, и не станет фоткаться. А так у нас точно будут его фотографии.

Ну и на свободную часть тоже всех стеснительных надо за шкирку тащить.
Фото с друзьями: Дубли
Сколько нужно фотографий
Тебе нужно знать, какой у ребят будет альбом. Эта информация написана в задаче в Планфиксе. Альбомы сильно отличаются по количеству фото. Например, на папках можно почти не снимать фото с друзьями.

Но, если не уверен, делай максимальное количество.

Лишним не будет.
Портреты: Фотозона
Как сделать фотогеничное окружение из говна и палок
Нам нужно создать детальное окружение для портретируемого. Чтобы мы могли и крупный портрет снять, и полный рост. Чтобы было куда присесть, полуприсесть, опереться, было что взять в руки.

Во-первых тебе нужно с фоном. Он должен быть в меру детализированным, но аккуратным. В классе у нас по сути 3 варианта - задняя стенка (там обычно шкафы), стена с доской, либо взять в качестве фона весь класс. Тут выбирай исходя из своего вкуса.

Весь класс смотрится выигрышнее, потому что дает возможность разнообразить ракурсы и дает пространство, с которым можно работать.
Создание фотозоны - твой самый важный навык
Да, и для портретов фон должен располагаться довольно далеко от человека. 3 метра минимум. Лучше больше. Лицо должно быть самым ярким пятном в кадре.

В любом случае, тебе нужно сделать саму фотозону. Для этого нужно 4 вещи. Стол, стул, подставка для ноги и реквизит. Иногда чего-то из этого нет, тогда приходится выкручиваться)

И у нас сразу образуется огромный простор для ракурсов и поз. Человек может не только стоять, но сидеть за столом, сидеть перед столом, сидеть на столе, упираться на стол, сидеть верхом на стуле, сидеть на столе и поставить ногу на стул, и так далее, и так далее.. Не говоря уже о том, чтобы брать в руки предметы со стола.
Поговорим поподробнее. Стол это просто, стул просто. Подставка под ногу - любой невысокий предмет. Даже стопка книг. Или другой стул, поставленный набок. Реквизит - это любые предметы из школы. Попросите детей и класрука принести книги, шахматы, глобус, картины, гитару, скелет из кабинета биологии, все что угодно. Если правильно попросить, они вам принесут удивительные вещи. У них бывают какие-то букеты сухоцветов, чучела, разные поделки. Все сойдет, чтобы создать детализацию в нашей фотозоне. В худшем случае просто собираем ОЧЕНЬ МНОГО КНИГ.

То есть основная идея - создать человеку пространство, с которым он может как-то взаимодействовать. Это очень важно для непрофессиональных моделей. И это подходит для всех съемок, включая уличные. Найти симпатичную лавку или лестницу, дать людям зонтики - и вот им уже легче.
Портреты: Свет
Как освещать фотозону и человека
У тебя есть 3 источника. Используй их.

  1. Рисующий. Ставим чуть выше и под углом к лицу модели, максимально близко к лицу. Эта лампа должна почти попадать в кадр. С ее помощью мы добиваемся красивого светотеневого рисунка на лице, и делаем лицо самым ярким объектом в кадре.
  2. Заполняющий. Его мы направляем в стену и потолок перед моделью, он должен просто заполнять тени и слегка светить на фон. Он нужен, чтобы провалов в тенях не было
  3. Контровой - самый гибкий и интересный источинк. На него мы можем надеть цветной фильтр и сделать либо цветной блик на модели, либо либо направить в потолок за моделью, подсветив фон и сделав мягкий верхний контровик на модели. Или просто направить на модель с теневой стороны, и дополнительно отбить ее от фона.
Посмотри еще раз внимательно на эти портреты, и как освещено лицо. Обрати внимание, что почти везде лицо освещено ярко и равномерно.
Частая ошибка с рисующим - ставить его слишком сбоку или слишком сверху. Следи за носом. Сильной контрастно тени от носа быть не должно. И еще свет должен заглядывать в глаза, освещать роговицу.

Для этого лицо должно быть направлено примерно в сторону софтбокса. Чтобы не было тени от носа. Если человек от софтбокса отворачивается - либо крути человека, либо переставляй софтбокс. Иначе халтура

Ну и в целом, ты же профессионал, учись работать со светом в любых условиях. Гарантирую, с 3 источниками и 24-70 2.8 можно сделать красивую картинку абсолютно в любом помещении. И тем более на улице.
Главный критерий хорошего света - тебе хочется выложить фотографии себе в Инстаграм и похвастаться
Посмотри эти видеоуроки, чтобы лучше понять наш подход к освещению.
Портреты: Позы
Как за 1 минуту сделать из дерева модель
Школьная фотография это конвейер. Тебе нужно сфотографировать 30 детей за 1-2 часа, и чтобы у каждого была своя удачная портретная мини-фотосессия. При этом ты не можешь полагаться на саму модель, потому что школьники не умеют позировать. Да еще и стесняются.
Позирование школьников - полностью твоя ответственность.
Вот инструменты, которыми можно разнообразить портреты:

  • Наклон головы (поверни/наклони голову)
  • Поза (сидя/стоя/оперевшись/за столом/на столе)
  • Жесты (сердечки, факи, пистолетики)
  • Реквизит (книги/глобусы/что-то свое)
  • Одежда (взяться за лацкан/манжеты/очки/закатать рукава)
  • Положение рук (карманы/на груди/на бедрах)
  • Положение ног (нога на ногу, поджатые, вытянутые)
  • Поворот туловища (встань другим боком)
  • Ракурс (сверху/снизу)
  • Крупность портрета (в рост/по пояс/крупный портрет)
  • Эмоция (улыбнись/посерьезнее/скучающее лицо)
  • Взгляд (посмотри в камеру/посмотри вбок)
  • Свет (переставить рисующий софтбокс)
  • Живые фото (не позируй, или позируй как хочешь)

И каждый из этих инструментов делится на миллион тонкостей. Освоив их все, ты станешь просто богом портретной фотографии.

Поэтому не стесняйся командовать, и ставить ребенка так, как считаешь нужным. Но конечно, если человек хочет сам сделать что-то свое - мы только рады.
Обрати внимание, как разнообразно выглядят фотографии. И за счет чего они выглядят разнообразно. Выдели каждый отдельный прием из списка.

Тебе нужно научиться так же, для этого я предлагаю тебе делать упражнение "90 секунд".
90 секунд

Цель: развить у себя навык помощи в позировании

Нужна только модель. Причем неважно, это может быть друг, ребенок или родственник. Любого возраста.

Первое - делаешь в любом месте небольшую импровизированную фотозону, достаточно просто кинуть на стол пару книжек и поставить стул. На красоту этого всего мы просто плюем.

Ставишь модель около стола, объясняешь что сейчас нужно будет немного попозировать для тренировки.

Засекаешь на телефоне 90 секунд и начинаешь фотографировать человека, подсказывая ему позы. На этот же самый телефон.

При этом не обращай внимание на свет, задник, цвета и прочее. Тебе важно научиться конкретной вещи - быстро и красиво ставить модель, используя окружение. Делать разнообразные фотографии. Использовать все приемы из списка выше.

Хороший результат - 3 проработанных разнообразных позы за 90 секунд.
Пример: Сначала ставим человека стоя, руки к лицу. Делаем фото улыбаясь и серьезно. Поворачиваем другим боком, опять улыбаемся и серьезно. Уже 4. Далее сажаем верхом на стул, делаем портрет в полный рост и крупный. Оба с улыбкой и без. Если человек уже засмеется от этого вечного улыбайся-не улыбайся - нам только лучше.
уже 8 фоток, потратили минуту. И можно еще сесть на стол, сначала опереться руками перед собой, потом за собой, а можно еще руку на стопку книг положить. Вот пожалуйста, я в мыслях уже фоток 20 наделал.

Портреты: Композиция
Дьявол в деталях. И в линиях. И в пятнах.
Довольно странно, что приходится о таком говорить. Но практика показывает, что с композицией фотографы очень мучаются.

Итак, 2 основных инструмента, когда мы говорим о композиции:

  • Линии
  • Пятна

И композиция это по сути размещение линий и пятен в кадре таким образом, чтобы достичь творческого замысла.

В школьной фотографии мы стремимся к сбалансированной композиции. Она должна быть нейтральной, чтобы нравиться большинству людей. Аккуратная и без перекосов.

Линии должны подчеркивать положительные внешние качества. Стройность и изящность у девушек. Обычно им идут изогнутые линии. А мальчикам обычно идут более прямые. Подчеркивают силу и устойчивость.

Видеть композицию это навык, и для его развития есть упражнение.
Я называю его "Обрисовка".
Обрисовка

Бери свои любимые портреты, загружай в фотошоп и обрисовывай их красной кистью. Обрисовывай те линии, которые тебе бросаются в глаза. Анализируй, что тебя привлекает.

Если делать это достаточно долго, твои фотографии постепенно начнут улучшаться.
Портреты: Психология
Как создавать комфортную обстановку
Мы работаем с непрофессиональными моделями. Детям правда тяжело находиться перед объективом незнакомого человека.

Именно поэтому у них бывают застывшие лица, натянутые улыбки, неудобные позы.

Твоя задача - проявить понимание. Никогда не заставлять делать что-то, что ребенок считает неправильным или нелепым. Поддержать какую-нибудь дурацкую идею, которую ученик предлагает сам. Может быть даже ее развить.

Иногда для этого нужно перекинуться парой слов. Глупо пошутить. Понимающе покивать. В общем, держаться открыто.

И всегда помогает, если человек видит, что у тебя все под контролем. Что ты знаешь, что делаешь. Говори громко и уверенно, смотри в глаза.

Естественно, это невозможно, если у тебя самого беды с башкой. Поэтому в первую очередь работай над собственной уверенностью. Изучай психологию, терапию. В творческой профессии далеко не уедешь, если крыша подтекает.
Портреты: Дубли
Сколько снимать портретов
Минимум штук 10 на человека. Даже если он бревно бревном. При этом одинаковые дубли не считаются.

У тебя иногда будут люди, которые совсем прям не хотят ничего делать. Не любит он. Ему и одной достаточно. Твоя задача вытащить из такого человека хотя бы 10 разнообразных фото. Потому что иначе родители потому душу из тебя вынут.

Запускай на полную все инструменты из раздела позирование. Сажай его на стул, ставь, снимай с разных ракурсов, но сделай разнообразные фотографии.

Из одной большой позы, условно "сидя за столом", можно вытащить 5-7 подпоз, используя мелкие движения. Например, понаклонять голову, сделать разные эмоции, опереть голову на правую руку, потом на левую руку. Сделать крупный и средний план. И из одной позы за 2-3 минуты можно достать 10-20 разнообразных фотографий.
Отбор фотографий
Выбирать фотографии надо на фотосессии
Сдавать фотографии нужно через наш Яндекс Диск, загрузив полную съемку в одну папку, а отобранные портреты учеников и учителей - в соответствующие, подписанные их фамилиями, папки.

Помимо фотографий, загруженных на наш Яндекс Диск, нужно заполнить Гугл таблицу класса. Там хранятся все имена и номера выбранных на съемке кадров.

ВСЕ КАДРЫ ВЫБИРАЮТСЯ СТРОГО НА СЪЕМКЕ.

Это позволяет избежать кучи твоих же проблем, когда заказчик постфактум говорит что фотографии говно. Никаких отговорок не принимается. Я 7 лет работаю и не было ни одной съемки, где не получилось бы отобрать фотографии прямо на съемке.

Перед съемкой тебе нужно найти себе помощника среди класса. Это либо сам заказчик, если он присутствует, либо классный руководитель, либо ответственный ученик. Я предпочитаю просить ученика, так отбор проходит более непринужденно.

Итак, человек выбран

Нужно открыть на планшете (буду предполагать, что у тебя планшет) приложение твоей камеры. Чтобы фотографии, которые ты делаешь, сразу там появлялись. И в соседнем приложении открыть заметку с названием школы и класса. В этой заметке к концу фотосессии должен появиться список вида Фамилия-Имя-номер кадра.

Номер кадра - это 4х значный номер из названия файла фотографии. Например у меня файлы называются как-то типа IMG_4523.jpg, так вот, здесь 4523 - это номер файла.

Ну так вот, после того как человек поснимался, он идет к твоему помощнику с планшетом, смотрит свои фотки. Угарает, радуется или расстраивается (это тоже нормально). Выбирает фотографию в альбом.
Собственно тут и нужен помощник

  • Он показывает человеку, где в заметке ему записаться.
  • Следит чтобы тот написал полное имя
  • Показывает, откуда взять номер кадра и куда его вписать
  • Следит, чтобы никто не убежал с фотосесесии н записавшись

Преподавателей ты записываешь сам. В Гугл таблицу, в формате ПОЛНОЕ ФИО - Должность - Телефон - Классное руководство - Номер кадра.

Номер и класс нужен, чтобы предложить им сделать наши крутые альбомы, когда они будут выпускать свой класс.

Должность - это то, как их следует записать в альбоме. Все должности будут дословно скопированы в альбом. То же самое касается фамилий и имен, так что нужно чтобы все заполняли заметку ответственно.

В конце фотосессии у тебя должна быть заметка с отобранными кадрами учеников и и личная заметка с отобранными кадрами учителей (и с контактными данными учителей)

Это все звучит сложно, но на деле очень легко.

На съемке я прошу ребят записывать собранные кадры вот в такую заметку, потом переношу ее в гугл таблицы. Учителей записываю сам, напрямую в таблицу. 
Вот так выглядит хорошо заполненная на съемке таблица учителей
Недовольства
Что делать, если фотографии не нравятся
Итак, что же делать, если фотографии не нравятся?

Короткий ответ - вникнуть и сделать все возможное, чтобы фотографии все-таки понравились.

Длинный ответ - сделать, если это физически возможно. Если это не нарушает регламент съемки. Если вписывается в концепцию съемки.

Недовольства можно разделить на 2 типа: учеников и родителей.

В учениках (а особенно в ученицах) это как правило говорят комплексы. Есть девочки, которых невозможно сфоткать так, чтобы они себе понравились. Но постараться все равно стоит, выслушать что конкретно она хочет изобразить и попытаться воплотить в жизнь. Все-таки мы пришли в школу делать хорошие снимки и ПОМОГАТЬ ученикам выглядеть на них хорошо.

Претензии родителей как правило выглядят как желание поснимать и так и эдак. В 3 локациях, в 3 образах и еще по школе погулять, и репортаж сделать, и на разных фонах, и вот это вот все. Таким нужно просто объяснять, что свет под локацию выставляется 15-20 минут, и если мы будет в 10 локациях снимать, это затянется на неделю. Как правило, они понимают. А без света снимать - будет фигня. Фигню никто снимать не хочет.
Часть 3
Досъем
Короткие простые съемки
Распорядок
Как быстро и организованно все сфотографировать
Все просто - подготовка. Перед выездом на съемку тебе нужно точно знать, сколько каких фотографий тебе нужно сделать. Посмотри основную съемку для этого класса, посмотри какой у них альбом. Тогда ты сможешь быстро и просто доснять все, что нужно. И фотографии будут сочетаться с основной съемкой.

Организован досъем примерно так же как основная съемка. Те же самые блоки, только меньше людей)
Задачи
Что важно не упустить
Важно доснять ВСЕ ЧТО НУЖНО. Иначе зачем ты ездил в школу. Поэтому убедись, что вы с заказчиком все обсудили.
Часть 4
Съемка на мероприятии
Репортаж на выпускном, последнем звонке или другом мероприятии
Подготовка
Что сделать дома
Необходимое оборудование - фотоаппарат с зум-объективом (24-70), вспышка на легкой стойке с маленьким софтбоксом и синхронизатором.

Как только ты получил заказ на съемку, нужно сразу связаться с заказчиком и познакомиться, обменяться телефонами. Уточнить время и адрес, на всякий случай.

Приходим минут за 10 - 15 до начала, ищем симпатичный фон, устанавливаем в этом месте вспышку на стойке. Это твоя мини-фотозона. Вспышку таскать с собой не надо, устанешь.

Обговариваем с организатором план съемки, узнаем есть ли какие-то необходимые кадры. (необходимые кадры по умолчанию - это хорошее общее фото где ВСЕХ хорошо видно, и снимки "с друзьями" из фотозоны)
Распорядок
Из чего состоит репортаж на мероприятии
В наших репортажах нет ничего особенно важного. Нам нет принципиальной важности запечатлеть именно сами события. Людям больше интересно получить свои портреты "при параде". И хорошие снимки с друзьями и родными. Поэтому делим съемку на 3 возможных блока, в зависимости от того, как протекает мероприятие.

  • Свободная часть
  • Движуха
  • Общее фото
Свободная часть
Ничего не происходит, все участники просто общаются
Такое часто бывает. Иногда мероприятия полностью состоят из общения). Фотограф (то есть ты) в этот момент должен ходить среди людей и как можно больше предлагать сфотографироваться с друзьями\родственниками. Прям подходи к кучке и говори "Может вас щелкнуть вместе"? Они с радостью пойдут в фотозону и красиво сфотографируются.

Когда сфоткал кучку, предлагай сфоткаться по одному. Через 3-4 таких подхода люди сами начнут подбегать и просить сфоткать. Много дублей не делай, достаточно 2-3 на кучку, при условии что никто не моргал. Проверь, что все получились хорошо, и отпускай.

Если всех сфоткал вот так целенаправленно, то просто лови моменты людей за общением, смех улыбки все такое. Живые фотографии с естественным светом.
Движуха
Любое действие - чья-то речь, концерт, танцы
Что-то происходит и все смотрят. Фотограф (то есть ты) бегает вокруг зоны действия, снимает с разных ракурсов, с которых сами участники не снимут. Также фотографирует "зрительный зал". Как люди переговариваются, хлопают. Главное в эти моменты не наделать слишком много фото).

Когда фоткаешь движуху - используй накамерную вспышку, закрепленную прямо на тушке. Либо просто естественный свет.

Самое главное - не стесняться помешать кому-то смотреть. Можешь прям перед людьми ходить, главное получить удачный ракурс. Можно подходить прямо к месту действия, мельтешить везде. Ты фотограф - тебе можно.
Общее фото
То, без чего репортажа быть не может
Все собрались на общее фото. Если не собираются, и есть ведущий, попросить его помочь. Тебе придется взять на себя контроль, подсказывать как лучше встать чтобы всех было видно.

Также обязательно поищи ступеньки-возвышенности, чтобы ярусно всех расставить. Создать нижний ярус из сидящих людей.

Следи, чтобы никто низкий не оказался в задних рядах.

Следи, чтобы в задних рядах головы были в просветах и хорошо видны. Чтобы головы не перекрывали друг друга.

Чтобы на лица не падали тени. У нас есть видео про освещение общей фотографии, посмотри его внимательно. Там разбираем большой софтбокс, но маленьким можно работать точно так же.

Командуй громко, что снимаешь на счет 3, чтобы все понимали, когда происходит снимок. В идеале снимать с точки повыше. Встать на что-то или поднять камеру на вытянутых руках над головой.

Делай МНОГО дублей, потому что вечно кто-то моргает. На одну общую фотку абсолютно нормально делать 30-40 дублей, прямо поливать. И каждый раз командовать, 3-2-1 и делать прям 5-6 дублей.

Также нужно делать всегда 2 сюжета. Официальный и неофициальный. Один - стоим ровно и презентабельно. Второй - дурачимся, можно делать все что угодно, обниматься махать руками, залезать на плечи. И этот сюжет тоже на 30-40 дублей. Чтобы точно хотя бы один дубль был хороший.
Свет
Что и как использовать
С собой на репортаж нужно иметь вспышку на стойке с маленьким софтбоксом.

Маленький софтбокс мы используем, чтобы его ветром не сдувало. И стойка при это должна быть массивная. Такая, на которую фоны вешают. А софтбокс маленький, 40х40.

Можно еще этот софтбокс таскать с собой в руках, как клубные фотографы делают. Но это тяжело, и не каждый справится. Так что обычно мы работаем с софтом на стойке.

С ним ты можешь в любом месте устроить маленькую фото-зону с хорошим освещением. Просто выбери ракурс, поставь софт, настрой, и сможешь в любой момент быстро привести сюда людей и красиво их сфотографировать. Плюс, так ты выглядишь настоящим профи)

Светить можно просто "в лоб", не выпендриваться.
Часть 5
После съемки
Как обработать и куда загрузить фотографии
Цветокоррекция
Выводим цвет из RAW в JPEG
Мы делаем естественные цвета с легкой обработкой. Самое важное, что нужно сделать при проявке - настроить контрастность и насыщенность таким образом, чтобы фотографии смотрелись однородно с нашими референсами цвета, доступными по ссылке

Глаза любят нас обманывать, и вывести цвет гораздо проще, если сравнивать его с чем-то. Для этого и есть референсы. Они нужны чтобы наши с вами фотографии были более менее похожими.

Урок по быстрой цветокоррекции также есть на нашем YouTube канале. в плейлисте Уроки

Критерии

  • Лицо - светлое (желательно самая светлая часть кадра)
  • Тени не провалены
  • Нет паразитного оттенка и тонировок
  • При этом нет дребезжащих лишних цветов
  • Контрасты правильно перераспределены
  • Все кадры в серии выглядят единообразно
Делать цветокоррекцию "на глаз" - пустая трата времени.
Поэтому у нас есть референсы.
Как правильно выводить цвет под референсы?
Параметры экспорта JPEG:

  • Полный размер в пикселях
  • 70% сжатие
  • Размер файлов около 5МБ
Сортировка фото
Распихиваем фотографии по папкам
Итак, по окончанию фотосессии у тебя должны быть списки отснятых учеников и учителей с выбранными номерами кадров. Плюс, ты уже сделал обработку.

Выбранные фотографии учеников и учителей нужно распределить по папкам, которые называются их именами. Одна папка - одна фотка. Это делается специальным Excel-макросом в автоматическом режиме. У нас есть видеоурок в плейлисте уроков.

Когда фотографии загружены на Яндекс Диск, раскиданы по папкам и таблица грамотно и аккуратно заполнена - можно помечать задачу выполненной в Планфиксе и отдыхать)

Далее в видео наглядно показан быстрый способ сортировки фотографий.
Загрузка фото
Работаем с Яндекс Диск
Чтобы нам постоянно не перекидываться ссылками, все готовые фотографии ты загружаешь сразу на наш Яндекс Диск.

Если ты еще не получил доступ на Яндекс Диск, напиши менеджеру или Глебу.

Файлы, которые ты загружаешь на наш диск, не занимают места у тебя на Яндекс диске. Тебе не нужно отдельно покупать себе место в облаке.

Далее видео о том, как правильно загружать фотографии на Яндекс Диск
Сроки
3 дня
Отчет
Работаем с Планфикс
После того, как фотографии обработаны, рассортированы и загружены, нужно написать мини-отчет в Планфиксе, и пометить задачу как выполненную.

Вот пример мини-отчета, и смены статуса:
Готово, теперь можно отдыхать и готовиться к следующей фотосессии)
Часть 6
Дополнительные материалы
Что делать и изучать в свободное время
Книги
Книги, которые заменят все фотошколы и онлайн-курсы
1
Модель. Проблемы позирования

Автор: Уильям Мортенсен


Разобраны все мельчайшие детали и глупые ошибки, которые можно допустить при позировании.

2
Фотошоп для профессионалов
Классическое руководство по цветокоррекции
Автор: Ден Маргулис

Очень тяжелая книга, но если ты ее осилишь - станешь профессионалом цветокоррекции мирового уровня.

Разобрано все, что нужно знать о цифровых изображениях вплоть до математики, зашитой внутрь инструментов фотошопа.
3

Освещение в фотографии. Библия света

Авторы: Фил Хантер, Стивен Бивер, Пол Фукуа


Глубокий научный разбор физики света, применительно к фотографии. Позволит тебе почувствовать свободу от "световых схем"

Видео и статьи
Общедоступные материалы, рекомендованные к изучению
2
Полезные статьи на Фотоиндустрии

Тонкости про светотеневой рисунок
https://www.photoindustria.ru/content/2126

Освещение ростового портрета
ОЧЕНЬ подробно про софтбоксы
https://www.photoindustria.ru/content/264

Про вспышки на улице
https://www.photoindustria.ru/content/297

Вообще на фотоиндустрии кладезь полезных статей
3
Контрастность на лице, low key, dark key
в кинематографе
https://www.youtube.com/watch?v=p7X4PTImbZ4
4
Канал Aputure очень интересный и содержит кучу крутых приемов освещения

Например, видео о том как на серьезных съемках работают с солнечным светом
https://www.youtube.com/watch?v=asX6N3s4P3s
Instagram
На кого из школьных фотографов стоит подписаться
Упражнения
Навыки развиваются только практикой